Московский филиал "Клиники доктора Артемчука". Религия о гипнозе, кодировании.
Святая православная церковь поддерживает
любое доброе начинание для возрождения
общественной нравственности среди народа
и осуждает всякое насилие над личностью
человека как творением Божиим…
Настоятель-иеромонах Анатолий Берестов

Как относятся православие, другие религиозные конфессии к психотерапии, гипнозу, внушению, кодированию?

По-разному… Одни представители церкви осуждают и запрещают применение технологий психотерапии, гипноза, внушения, кодирования. Другие – приветствуют и разрешают, третьи – активно применяют сами.

Настоятель-иеромонах Анатолий (Берестов) (в миру Д.А. Авдеев), доктор медицинских наук, профессор, пишет: «Место психотерапии в медицине особое. В процессе взаимодействия врача и пациента встречаются две личности, два сердца. Происходит лечение души душой. Больные психотерапевтического профиля – это совершенно особенный контингент. Их страдания нередко связаны с моральными конфликтами, семейными проблемами, переживаниями после тяжелых болезней, духовными поисками. В глаза специалисту, как правило, смотрит человек, который испытывает дефицит любви, взаимопонимания, поддержки со стороны близких. Именно поэтому на психотерапевта возлагается большая ответственность, как на врача и человека; его задача – помочь пациенту, стесненному болезнями и конфликтами, неурядицами и потерями».

«…Психотерапевт не подменяет собой священника. Он лишь предшествует ему…». Ведь после психотерапевта больной уже может и должен прийти к Богу…


И дальше: « Лечебное психотерапевтическое воздействие должно, на мой взгляд, иметь иерархию целей: от ближайших (успокоить, вселить надежду, устранить симптомы заболевании), до главных – внутренний рост и развитие, обращение к непреходящим ценностям. В противном случае психопрактика может стать небезопасным манипулированием душами людей или при несет лишь «косметический» эффект».

Протоиерей В.Г. Лесняк, кандидат богословия, пишет: «Пьянство в современном обществе является тяжким грехом, наказанием и испытанием». И далее: «Медицинская борьба с пьянством, направленная на излечение любого человека независимо от его убеждений, является богоугодным делом».

С точки зрения В.Г. Лесняка, «психотерапия, чтобы быть богоугодным делом, не должна противопоставлять феномен психотерапевта личности исцеляющегося. Один и другой должны иметь смирение и призывать помощь Божию». В.Г. Лесняк убежден, что «психотерапевт должен обучать пациента развивать в себе те таланты, которые Бог вложил в природу человеческую: терпение, мужество, постоянное обращение молитвенное к Богу о помощи в перенесении и преодолении своего недуга. Этими действиями пациент развивает резервные возможности, заложенные в нем Богом при творении. Таким образом, человек приближается к Богу и Материцеркви. Следовательно, человек возвращается к первозданному образу Божию…»

Мы считаем, что метод А.Р. Довженко основан на принципе ненасилия, предусматривает активное участие в излечении самого пациента и обязательное духовное возрождение человека после лечения. Алкоголизм и есть болезнь человеческой души, человеческого смысла жизни! Во время многоэтапного процесса позитивного личностного влияния на больного человека без применения медикаментов и хирургических вмешательств блокируются мозговые программы, получившие незаслуженно большое место в структуре его личности и в системе его жизненных ценностей, отвлекшие его от духовного, нравственного и физического совершенствования, что негативно отразилось на смысле и качестве жизни. В основе исцеляющего действия лежит Слово, и это – доброе Слово!

Лечение происходит через душу человека! В процессе освобождения человека от болезни участвуют как личность больного человека, так и личность врача.

В Новом Завете Святое благовествование от Иоанна начинается с фразы: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог!» Повторим еще раз: Словом можно убить, но Словом – можно спасти! Все зависит от того, от кого исходит Слово, на добро или на зло оно направлено! Слово – самый естественный, самый мощный духовный, психический и физиологический лечебный фактор!