любое доброе начинание для возрождения
общественной нравственности среди народа
и осуждает всякое насилие над личностью
человека как творением Божиим…
Настоятель-иеромонах Анатолий Берестов
Как относятся православие, другие религиозные конфессии к психотерапии, гипнозу, внушению, кодированию?
По-разному… Одни представители церкви осуждают и запрещают
применение технологий психотерапии, гипноза, внушения, кодирования.
Другие – приветствуют и разрешают, третьи – активно применяют сами.
Настоятель-иеромонах Анатолий (Берестов) (в миру Д.А. Авдеев), доктор медицинских наук, профессор, пишет: «Место
психотерапии в медицине особое. В процессе взаимодействия врача и
пациента встречаются две личности, два сердца. Происходит лечение души
душой. Больные психотерапевтического профиля – это совершенно особенный
контингент. Их страдания нередко связаны с моральными конфликтами,
семейными проблемами, переживаниями после тяжелых болезней, духовными
поисками. В глаза специалисту, как правило, смотрит человек, который
испытывает дефицит любви, взаимопонимания, поддержки со стороны
близких. Именно поэтому на психотерапевта возлагается большая
ответственность, как на врача и человека; его задача – помочь пациенту,
стесненному болезнями и конфликтами, неурядицами и потерями».
«…Психотерапевт не подменяет собой священника. Он лишь предшествует
ему…». Ведь после психотерапевта больной уже может и должен прийти к
Богу…
И дальше: « Лечебное психотерапевтическое воздействие
должно, на мой взгляд, иметь иерархию целей: от ближайших (успокоить,
вселить надежду, устранить симптомы заболевании), до главных –
внутренний рост и развитие, обращение к непреходящим ценностям. В
противном случае психопрактика может стать небезопасным
манипулированием душами людей или при несет лишь «косметический»
эффект».
Протоиерей В.Г. Лесняк, кандидат богословия, пишет:
«Пьянство в современном обществе является тяжким грехом, наказанием и
испытанием». И далее: «Медицинская борьба с пьянством, направленная на
излечение любого человека независимо от его убеждений, является
богоугодным делом».
С точки зрения В.Г. Лесняка, «психотерапия, чтобы быть
богоугодным делом, не должна противопоставлять феномен психотерапевта
личности исцеляющегося. Один и другой должны иметь смирение и призывать
помощь Божию».
В.Г. Лесняк убежден, что «психотерапевт
должен обучать пациента развивать в себе те таланты, которые Бог вложил
в природу человеческую: терпение, мужество, постоянное обращение
молитвенное к Богу о помощи в перенесении и преодолении своего недуга.
Этими действиями пациент развивает резервные возможности, заложенные в
нем Богом при творении. Таким образом, человек приближается к Богу и
Материцеркви. Следовательно, человек возвращается к первозданному
образу Божию…»
Мы считаем, что метод А.Р. Довженко основан на принципе ненасилия,
предусматривает активное участие в излечении самого пациента и
обязательное духовное возрождение человека после лечения. Алкоголизм и
есть болезнь человеческой души, человеческого смысла жизни! Во время
многоэтапного процесса позитивного личностного влияния на больного
человека без применения медикаментов и хирургических вмешательств
блокируются мозговые программы, получившие незаслуженно большое место в
структуре его личности и в системе его жизненных ценностей, отвлекшие
его от духовного, нравственного и физического совершенствования, что
негативно отразилось на смысле и качестве жизни. В основе исцеляющего действия лежит Слово, и это – доброе Слово!
Лечение происходит через душу человека! В процессе освобождения
человека от болезни участвуют как личность больного человека, так и
личность врача.
В Новом Завете Святое благовествование от Иоанна начинается с фразы: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог!» Повторим еще раз: Словом
можно убить, но Словом – можно спасти! Все зависит от того, от кого
исходит Слово, на добро или на зло оно направлено! Слово – самый
естественный, самый мощный духовный, психический и физиологический
лечебный фактор!